Искусственный интеллект научился говорить голосами умерших людей

0

Американская компания Meta объявила о разработке новой модели генеративного искусственного интеллекта, который может воспроизводить голоса мертвых людей, а также живых людей на основе звуковых файлов.

Отмечается, что модель ИИ, получившая название Voicyebox, может говорить на шести языках. Компания Meta назвала эту разработку «прорывом в области генеративного искусственного интеллекта для речи».

Согласно описанию модели, искусственный интеллект также может имитировать человеческий голос на иностранных языках. По словам представителей компании, это поможет дублировать фильмы и позволит создателям контента в Интернете переводить видео на другие языки.
Он добавил, что разработчики решили закрыть публичный доступ к модели, учитывая потенциальные риски технологии.

«Есть много интересных способов использования генеративной речевой модели, но из-за риска неправильного использования мы в настоящее время не публикуем модель или код Voicyebox», — сказал представитель компании.

Мета пришел к выводу, что необходимо найти баланс между открытостью и подотчетностью при разработке искусственного интеллекта, чтобы предотвратить использование технологии в гнусных целях.

Как разговаривать с детьми о деньгах?

0

Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.

Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.

Дети более уязвимы перед мошенниками. Без подготовки ребенок не распознает обман, ведь он пока не понимает рисков и доверяет всем подряд.

Лучше заранее обсудить с ребенком, с какими способами мошенничества он может столкнуться и как действовать в таких ситуациях. Например, хакеры взломали страницу друга в соцсети и от его имени попросят перевести деньги. Или пришло СМС-сообщение о том, что якобы по ошибке сделали перевод не на тот номер телефона и просят вернуть эту сумму. Необходимо объяснить ребенку, что подобные сообщения надо проверять: уточнить у друга по телефону или при встрече, действительно ли это он просит деньги, посмотреть баланс телефона — был ли на самом деле перевод. А лучше позвать на помощь родителей.

Если ребенок с детства научится внимательно и осторожно действовать в финансовых вопросах, это убережет его от крупных потерь в будущем.

Начать надо с себя. Дети учатся, глядя на взрослых. Глупо учить ребенка финансовой грамотности и при этом подавать обратный пример — то транжирить деньги, то переходить в режим жесткой экономии. Для начала стоит разобраться со своими финансовыми привычками. Если вы планируете бюджеттратите деньги с умом и защищаетесь от рисков, ваш ребенок, скорее всего, быстрее научится делать так же.

Правило № 1. Объясняем в игровой форме

Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.

С малышами можно начать с простого:

  • Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.

Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.

  • Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.
  • Что можно купить на деньги? Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.

Для младших школьников подойдут игры посложнее:

Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько бальных платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости. Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет.

Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?

В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.

Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограничены. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.

Правило № 2. Поощряем детские накопления

Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.

Некоторые родители совершают ошибку: делают ребенку подарок еще до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать и у него не может быть никаких финансовых целей — ему уже и так все купили.

Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения.

Правило № 3. Доверяем детям покупки

Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.

Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.

Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.

Правило № 4. Учим управлять бюджетом в быту

И взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту или угостить весь класс мороженым?

Объясните ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка на день рождения, — полностью его. А значит — ему решать, как ими эффективнее распорядиться.

Лучше давать ребенку деньги сразу на какой-то период, например, на неделю. Ежедневное спонсирование приведет к тому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьных принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нужную сумму до управления своим карманным бюджетом на все каникулы.

Не платите ребенку за каждую отличную оценку или за выполнение домашних обязанностей. Иначе сформируете у него неверную мотивацию. Давать деньги можно за дополнительную помощь — например, починку компьютера. А поощрять за успехи в учебе лучше по итогам года. У ребенка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом.

  • Первоклашкам можно объяснить, что такое квартплата, семейный бюджет, скидки, распродажи, кредиты.
  • Дети лет с 10 могут выступать «финансовыми консультантами» своей семьи. Научите их бережному потреблению и попросите посчитать, сколько семья теряет денег, когда не закрывают кран и не выключают свет.
  • На своем примере родители могут рассказывать, как ведут семейный бюджет. Как вы распределяете зарплату? Сколько денег уходит на обязательные платежи? Сколько вы откладываете на отпуск? Сколько тратите на игрушки и развлечения?

Правило № 5. Напоминаем ребенку про добрые дела

Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи.

Например, можно перечислить какую-то сумму на благотворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно.

Есть очень простой способ узнать, как ваш ребенок расставляет приоритеты в тратах. Дайте ему 10 одинаковых монет и поставьте перед ним три баночки: «потратить сейчас», «отложить на покупку» и «на добрые дела». Попросите ребенка распределить монетки между баночками. Даже если он попытается разделить их поровну, останется одна «лишняя» монетка, которая прояснит ситуацию. Попросите ребенка объяснить свой выбор, терпеливо выслушайте, не комментируйте сразу. А затем спокойно обдумайте, хотите ли вы исправить его модель поведения и как именно.

Правило № 6. Уважаем право ребенка на ошибки

Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Будьте всегда готовы к открытому диалогу, особенно в вопросах финансов. Не бросайтесь сразу же критиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а потом поделитесь своим.

Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы.

Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в будущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем.

Правило № 7. Исключаем негативные установки

Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богатство — это плохо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни. Или и того хуже: внушая детям, что богатые люди — это хапуги и торгаши, вы можете вызвать обратный эффект. Например, ребенок будет думать, что обман и мошенничество — самый легкий и быстрый путь к финансовому успеху.

Осторожно комментируйте достижения других людей. Не осуждайте их, но и не слишком превозносите. У ребенка не должно сложиться впечатление, что только люди с какими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш сын или дочь тоже могут стать успешными и состоятельными, если будут хорошо учиться и найдут любимое дело.

И ни в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и маленькую зарплату. Это может поселить в ребенке тревогу, связанную с финансами. И в будущем он может, например, согласиться на нелюбимую работу только из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Правило № 8. Отвечаем на неудобные вопросы

«Пап, а сколько ты зарабатываешь?» Ваш доход — это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, расскажите, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой: «Достаточно для нашей семьи». Если ваш ребенок еще не дорос до совместного планирования общего семейного бюджета, лучше не давайте точных цифр — ему все равно сложно будет оценить, много это или мало.

«Почему у Васи дорогой смартфон, а у меня обычный кнопочный?» Самое главное — не начинать критиковать Васю и его родителей только потому, что они делают ему более дорогие подарки. И уж тем более не бегите покупать ребенку в кредит дорогой телефон, чтобы ему было не стыдно перед одноклассниками. Этим вы покажете ему плохой пример управления бюджетом.

Может быть, действительно пришла пора поменять кнопочный телефон на современный смартфон. Но совершенно необязательно тратить на него много денег. Объясните подростку, что стоит обращать внимание на характеристики, которые действительно нужны, а не на бренд. Выберите вместе с ним достойный телефон по приемлемой цене. Так он научится делать осознанный выбор, а не вестись на рекламные уловки. Да и вы не будете переживать, что он потеряет или у него украдут смартфон по цене подержанного космолета.

Какой бы неудобный вопрос ни задал вам ребенок, не оставляйте его без внимания. Уточните, почему его это заинтересовало. Иногда причина важнее самого вопроса. А решение проблемы может оказаться вовсе не в финансовой плоскости.

Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение других. Объясните, что все люди, их навыки и то, что сейчас востребовано на рынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои ценности. Такой вопрос может стать отличным поводом обсудить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь.

«Как вышло, что тетя Мила потеряла все свои сбережения?» Это хороший повод поговорить про финансовых мошенников и объяснить базовые правила финансовой безопасности:

  • Не записывать ПИН-код на карте и никому его не сообщать.
  • Никогда не выпускать карту из поля зрения, когда расплачиваешься ей где-то. Так, например, в кафе официант должен принести переносной POS-терминал или пригласить вас на оплату к кассе.
  • Немедленно сообщать в банк и родителям, если карта потерялась. А также если вам пришло СМС-сообщение о покупке или снятии денег в банкомате, а вы этого не делали.
  • Не использовать открытые точки Wi-Fi (интернет в общественных местах: транспорте, кафе, кинотеатрах), когда заходишь в интернет-банк или мобильный банк.
  • Не делать покупки в интернете на сомнительных сайтах (например, вас должна насторожить слишком низкая цена на последнюю модель кроссовок в интернет-магазине).
  • Не реагировать на тревожные звонки, СМС, письма или сообщения в соцсетях о том, что вашему родственнику или знакомому нужны деньги. Вместо этого надо сразу звонить родителям или близким, предупредить, что от их имени рассылаются такие сообщения, — возможно взломали их аккаунт или почту.
  • Не переходить по ссылкам в письмах о выигрыше телефона, планшета, ноутбука и прочего. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Скорее всего, по ссылке вы получите только вирус.
  • Не выкладывать в социальных сетях фотографии новых покупок, обстановки в вашей квартире, билетов на самолет или поезд с датами вылета и прилета. Не писать посты о том, как скоро вы уедете на каникулы и дома никого не будет. Так ваш дом может заинтересовать грабителей, пока вы отсутствуете.

Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяснить, что счастье, действительно, не в миллионах.

Кахарова Зухра Эргашевна г. Наманган
69-я школа
Первоклассный Учитель русского языка.

5 простых способов научить детей предпринимательству

0
Children in a business meeting at the office

Развитие у детей навыков предпринимательства не означает, что вам надо отдавать их на особые курсы или обучать сложным дисциплинам. Базовые предпринимательские способности можно привить детям самостоятельно, с помощью пяти простых способов.

1. Покупайте им только необходимое

Если дети хотят дорогую одежду или игрушки, посоветуйте им заработать часть денег самостоятельно. Скажите, сколько вы готовы выделить денег на покупку желанной ребенком вещи, и предложите ему способ заработать остальную часть суммы.

2. Научите их правильной подаче

Когда ребенок чего-то хочет, то обычно не может аргументировать желание ничем, кроме простого «хочу» или того факта, что у все других детей такое уже есть. Научите ребенка «продавать» вам свою идею, описывая, какую выгоду получите вы, купив то, что он просит. Такой подход научит ребенка получать желаемое с учетом выгоды для других. Умение договариваться будет очень полезным на протяжении всей жизни.

3. Вкладывайте деньги в их стартапы

Практика — самый лучший учитель. Если ребенок пришел к вам с идеей какого-то минимального бизнеса, то вложите в него время и деньги. Превратите этот процесс в реальные инвестиции, где вы получите свой доход в случае успеха стартапа. Ребенку будет приятно знать, что вы его поддерживаете, и со своим первым бизнесом он получит бесценный опыт.

4. Держите их подальше от тяжелой работы

Тяжелая работа может быть правильным решением для детей, которые считают, что им не нужны знания, образование или собственный бизнес. Хотя, в целом, урок о том, что физически труд – отстой, менее важен, чем урок предпринимательства.

5. Играйте с ними в бизнес-ориентированные игры

Настольные игры являются одним из лучших способов объяснить ребенку принцип ведения бизнеса. Например, «Монополия» на самом деле обучает основам инвестирования в недвижимость. Старайтесь оградить детей от компьютерных игр вроде шутеров или гоночных симуляторов, чтобы они не пытались повторить опыт в реальной жизни. Пускай лучше сыграют в Minecraft или SimSity.

Каххарова Мухаббат Эргашевна
г. Наманган
25-я общеобразовательная школа
Учитель русского языка и литературы

Зачем школьникам нужна экономика?

0

Ежегодно в начале учебного года разгораются дискуссии о практичности и уместности школьных образовательных программ. Например, нужно ли в обязательном порядке школьникам изучать экономику? Или ее стоит перенести в категорию факультативных курсов, которые выбирают осознанно лишь те, кто планирует связать свою жизнь с работой в бизнесе и в сфере финансов? В этом вопросе мы решили разобраться подробнее.

Что такое экономика?

Экономика — это наука в первую очередь про взаимоотношения между людьми, которым необходимо принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. В понятие «ресурсы» входят не только деньги, это еще и время, потраченное на выполнение определенных задач, интеллектуальный капитал (знания человека и их ценность). С экономическими отношениями каждый российский школьник сталкивается каждый день: покупка сока в школьной столовой уже является экономической сделкой, и на нее распространяется действие базовых экономических законов.

Зачем изучать экономику?

Экономика позволяет получить четкое представление о том, как устроен окружающий мир. Почему подорожали продукты? Как скачок национальной валюты скажется на семейном бюджете? Почему Катя и Маша получали в школе одинаковые оценки, но Катиной зарплаты едва хватает на жизнь, а Маша отдыхает за границей три раза в год? Люди, не имеющие представления о рынке, скажут: «Повезло». А на самом деле это — элементарный экономический закон: Маша как специалист продала себя и свои знания дороже. Кто-то с завистью смотрит на вакансии Юникредит и думает, что никогда не сможет получать такие деньги. Но ведь причина в том, что человек сам отказался вкладывать деньги в свое образование. Ведь получение знаний — это тоже инвестиции в себя, то есть экономические отношения.

К сожалению, приходится констатировать, что население России в большинстве своем экономически безграмотное. А это приводит к большим проблемам: люди просто не знают, как планировать свой бюджет, берут кредиты в банках, не могут с ними расплатиться и становятся банкротами.

Практическое применение экономических знаний

Научиться осознанно использовать экономические знания очень важно. Тем более, что на практике понять теоретический материал проще. Например, понятие «пассивного дохода» дается школьникам не так легко. Но если предложить ребенку откладывать карманные деньги не в копилку, а на депозит (можно договориться с родителями о выплате «процентов», то есть и их втянуть в увлекательную экономическую игру), он увидит, что пассивный доход — это выгодно, и деньги работают сами по себе, а ребенок получает финансовую выгоду. В будущем это мотивирует уже взрослого человека искать возможности пассивного дохода и инвестирования — а от этого выиграет и он сам, и экономика страны.

Или завести финансовый дневник и записывать все расходы, а потом вычеркнуть статьи, от которых можно отказаться и вместо этого купить что-то действительно нужное и полезное. Например, если неделю отказываться от газировки, то можно купить футболку с модным принтом, которую так хотелось, но родители отказали. Подростки, да и большинство взрослых, попросту не понимают, сколько «сжирают» разные бесполезные покупки товаров, которые стоят, казалось бы, немного, но при ежедневном их потреблении выходит огромная сумма. Таких примеров можно привести множество.

Через год после окончания школы вчерашние школьники по законодательству становятся полностью взрослыми — они получают полную дееспособность и уже самостоятельно управляют своими финансами. Они будут зарабатывать деньги и тратить их — поэтому очень важно научить их делать это правильно.

И вместо заключения

Изучать экономику в школе нужно. Но это должен быть курс для старшеклассников, которые уже достаточно взрослые и логично мыслящие. А сам курс должен быть не скучным изложением теоретического материала, а практическим — с финансовыми играми, задачами и тренингами. Тогда школьники не просто полюбят экономику, а еще и поймут ее и будут применять знания в реальной жизни.

Касымова Мамура Усмановна

г. Наманган 

12-я общеобразовательная школа

Об учреждении нагрудного знака «Фаол тадбиркор»

0

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях стимулирования представителей бизнеса, вносящих достойный вклад в развитие предпринимательства в стране, обеспечение занятости населения, повышение экспортного потенциала республики и внедрение инноваций, а также обеспечения исполнения задач, определенных в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, проведенного 20 августа 2021 года:

1. Учредить нагрудный знак «Фаол тадбиркор».

2. Установить, что:

нагрудным знаком «Фаол тадбиркор» награждаются предприниматели, являющиеся для всех образцом в развитии предпринимательства в стране, создании рабочих мест, внедрении инноваций, своевременной оплате налогов, экспорте продукции и услуг, подготовке передовых специалистов, а также успеха в бизнесе и социальной активности;

нагрудный знак «Фаол тадбиркор» вручается ежегодно накануне 20 августа – Дня предпринимателей Президентом Республики Узбекистан или от его имени председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан, Премьер-министром Республики Узбекистан, руководителями министерств, ведомств и республиканских органов общественных объединений, Председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, а также иными уполномоченными на то лицами в торжественной обстановке;

ежегодно издается книга «Передовые предприниматели года», посвященная лицам, награжденным нагрудным знаком «Фаол тадбиркор».

3. Утвердить:

Положение о нагрудном знаке «Фаол тадбиркор» согласно приложению № 1;

Описание нагрудного знака «Фаол тадбиркор» согласно приложению № 2.

4. Кабинету Министров совместно с Торгово-промышленной палатой обеспечить:

изготовление нагрудных знаков «Фаол тадбиркор» и удостоверений к ним в установленном порядке;

ежегодное издание книги «Передовые предприниматели года», посвященной лицам, награжденным нагрудным знаком «Фаол тадбиркор».

5. Министерству финансов принять меры по ежегодному выделению соответствующих средств из республиканского бюджета Республики Узбекистан на расходы, связанные с вручением и изготовлением нагрудного знака «Фаол тадбиркор», а также изданием книги «Передовые предприниматели года», по обоснованным расчетам Торгово-промышленной палаты.

6. Агентству информации и массовых коммуникаций совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать работу по широкому освещению мероприятий, посвященных награждению нагрудным знаком «Фаол тадбиркор», в средствах массовой информации, сети Интернет и социальных сетях.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.

Президент

Республики Узбекистан               Ш. МИРЗИЁЕВ         

Город Ташкент,

19 августа 2022 года.

                                   

    *                *                  *

Приложение № 1

к постановлению Президента Республики Узбекистан

от 19 августа 2022 года № ПП–356

ПОЛОЖЕНИЕ

о нагрудном знаке «Фаол тадбиркор»

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок награждения нагрудным знаком «Фаол тадбиркор» (далее – нагрудный знак).

2. Нагрудным знаком награждаются предприниматели, являющиеся для всех образцом в развитии предпринимательства в стране, создании рабочих мест, внедрении инноваций, своевременной оплате налогов, экспорте продукции и услуг, подготовке передовых специалистов, а также успеха в бизнесе и социальной активности.

Нагрудным знаком также могут награждаться лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан.

Глава 2. Представление и рассмотрение документов
для награждения нагрудным знаком

3. Территориальные управления Торгово-промышленной палаты по согласованию с органами исполнительной власти на местах ежегодно до 10 июля представляют в Торгово-промышленную палату (далее – Палата) предложения по кандидатам для награждения нагрудным знаком.

4. К предложениям по награждению нагрудным знаком прилагаются следующие документы о кандидате:

объективка кандидата;

копия документа, удостоверяющего личность кандидата (паспорт гражданина или ID-карта);

характеристика, отражающая деятельность кандидата за последние три года в сфере развития предпринимательства.

5. Для рассмотрения предложений о награждении нагрудным знаком председателем Палаты создается комиссия в составе 7 человек (далее – Комиссия).

6. Состав Комиссии и Положение о Комиссии утверждаются председателем Палаты.

7. Результаты рассмотрения кандидатов на награждение нагрудным знаком оформляются протоколом Комиссии до 25 июля ежегодно.

8. Список кандидатов и краткая характеристика проведенных ими работ утверждаются соответствующим приложением к протоколу Комиссии, на основании которого подготавливается представление.

9. Представление за подписью председателя Палаты ежегодно до 1 августа вносится в Комиссию по государственным наградам и геральдике при Президенте Республики Узбекистан.

Глава 3. Порядок награждения нагрудным знаком

10. Награждение нагрудным знаком осуществляется решением Президента Республики Узбекистан.

11. Нагрудный знак вручается ежегодно накануне 20 августа – Дня предпринимателей Президентом Республики Узбекистан или от его имени председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан, Премьер-министром Республики Узбекистан, руководителями министерств, ведомств и республиканских органов общественных объединений, Председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, а также иными уполномоченными на то лицами в торжественной обстановке.

12. Одно лицо награждается нагрудным знаком один раз.

13. Нагрудный знак носится на левой стороне груди после государственных наград.

Глава 4. Заключительные положения

14. Палата несет непосредственную ответственность за объективное рассмотрение документов кандидатов, рекомендованных на нагрудный знак, в соответствии с настоящим Положением.

15. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном актами законодательства.

*                *                  *

Приложение № 2

к постановлению Президента Республики Узбекистан

от 19 августа 2022 года № ПП–356

 

ОПИСАНИЕ

нагрудного знака «Фаол тадбиркор»

Нагрудный знак «Фаол тадбиркор» изготавливается из сплава меди, покрытого золотом толщиной 0,25 микрона, и имеет форму круга диаметром 34 миллиметра.

Середина нагрудного знака представляет собой круг диаметром 25 миллиметров, окаймленный выпуклым ободком. В центре круга представлены знаки-печати, которые отображены в образцах продукции, изготовленных и выставленных на продажу древними мастерами-ремесленниками и обнаруженных на территории Узбекистана. Такие знаки-печати издревле являлись символами предпринимателей, живших на территории нашей страны.

В центре нагрудного знака вокруг знаков-печатей золотистым цветом изображены руки предпринимателя, поддерживающие эти печати.

В верхней части нагрудного знака по окружности выполнена надпись «FAOL TADBIRKOR». Высота букв – 2,2 миллиметра.

В нижней части нагрудного знака по окружности изображены 14 пятиконечных звезд.

На оборотной стороне нагрудного знака изображен Государственный герб Республики Узбекистан.

Изображения и надписи – выпуклые.

Нагрудный знак при помощи ушка и кольца соединяется с колодкой в форме прямоугольника. Высота колодки – 19 миллиметров, ширина – 25 миллиметров.

Колодка обтянута шелковой лентой синего и голубого цвета равного размера, ширина которой составляет 21 миллиметр.

На оборотной стороне колодки имеется приспособление в виде булавки для крепления нагрудного знака к одежде.

О награждении нагрудным знаком «Фаол тадбиркор»

0

Распоряжение Президента Республики Узбекистан

За особый пример в обеспечении стабильного развития экономики, улучшении деловой среды в стране, развитии предпринимательства, повышении экспортного потенциала, создании новых рабочих мест, внедрении инноваций, своевременной оплате налогов, подготовке зрелых специалистов, а также за достижения в бизнесе и социальную активность, являющиеся примером для всех, наградить нагрудным знаком «Фаол тадбиркор» следующих предпринимателей:

 

1. Бахбергенова Болатбека Уринбасаровича –  руководителя ООО «Arz universal servis», Республика Каракалпакстан

2. Бекжанову Амину Каримбаевну – руководителя ООО «Muinak tour», Республика Каракалпакстан

3. Исакбаева Икрома Махмудовича  –  руководителя ООО «Golden pride Khudjeyli», Республика Каракалпакстан

4. Кучкарова Кодамбоя Собировича  – руководителя ООО «Ustyurt sodium sulfate», Республика Каракалпакстан

5. Панаева Бахтияра Бердимуратовича  – руководителя ООО «Uy-Jay Qurilis», Республика Каракалпакстан

6. Шакирова Жамшида Абдугаппаровича – учредителя ООО «Kanteks invest», Республика Каракалпакстан

7. Абдувосипова Муслимбека Улугбек угли – руководителя ООО «Oliy standart tex», Андижанская область

8. Абдуллаева Хамдамбека Абдувойид угли – руководителя ООО «Asaka tekstil», Андижанская область

9. Кодирова Ботиржона Мухаммадкодир угли – руководителя ООО «Sayyora favvorasi», Андижанская область

10. Тулкинова Бахтиёржона Акмалжон угли – руководителя ООО «Nil-granit», Андижанская область

11. Шахабалиева Азизбека Дилмурад угли – руководителя ООО «Skorton tekstil», Андижанская область

12. Шодмоналиеву Мухайё Баходировну – руководителя НОУ «Liderlar maktabi», Андижанская область

13. Абдуллаева Сайдуллу Файзуллаевича – руководителя ООО «Vobkent tola klaster», Бухарская область

14. Бобожонова Дилшода Махмудовича – руководителя ООО «Buxoro zarhal teks», Бухарская область

15. Журабаева Оматжона Маматкасимовича – руководителя ООО «WBM Romitex», Бухарская область

16. Жураеву Нозигул Буроновну – руководителя фермерского хозяйства «Oqqosh-boʻron», Бухарская область

17. Рашидова Насриддина Муродовича – руководителя ООО «Aholitrans», Бухарская область

18. Хамроева Бешима Курбоновича – руководителя ООО «Buxara varnet», Бухарская область

19. Аликулова Фарруха Рахмон угли – руководителя ООО «Newland», Джизакская область

20. Маматкулову Хосият Юсуповну – руководителя ООО «Ostex Jizzakh», Джизакская область

21. Маматкулова Бекзода Акмаловича – учредителя ООО «BMB trade group», Джизакская область

22. Набиханова Фозилхона Амилхановича – руководителя ООО «Master Bilding Products», Джизакская область

23. Турсунова Сардоржона Юсуф угли – руководителя ООО «Basalt and composite group», Джизакская область

24. Яо Бингжуна – руководителя иностранного предприятия «Huaxin cement Jizzakh», Джизакская область

25. Алламурадова Ибодуллу Холмуминовича – руководителя ООО «Qamashi tekstil», Кашкадарьинская область

26. Асланову Рухсору Олим кизи – руководителя ООО «Dil Arx», Кашкадарьинская область

27. Каримова Нурбека Каримовича – руководителя ООО «Sunny land export», Кашкадарьинская область

28. Саломову Наргизу Турдимуродовну – руководителя НОУ «Sitora imkon plyus», Кашкадарьинская область

29. Туранова Абдурасула Ашуровича – руководителя ООО «Dormers Co Ltd», Кашкадарьинская область

30. Шарахмедова Шокарима Шарасуловича – руководителя ООО «Shahrisabz textile», Кашкадарьинская область

31. Джумаева Шерзода Шониязовича – руководителя ООО «Navbahor tekstil», Навоийская область

32. Менги Сефа – руководителя ООО «Mengi tekstil group», Навоийская область

33. Намазова Шамсиддина Курбановича – руководителя ООО «Navoiy milling», Навоийская область

34. Саломову Зилолу Рустамовну – руководителя ООО «Favorit lyuks servis», Навоийская область

35. Уразова Умиджона Абдижамиловича – руководителя ООО «Karmana asl don», Навоийская область

36. Холикова Журабека Истамовича – руководителя ассоциации «Tinchlik investmend group», Навоийская область

37. Абдуллаева Кудрата Косимжановича – руководителя ООО «Namangan–Istiqlol bogʻi», Наманганская область

38. Абдулхаева Анвара Абдумаликовича – руководителя ООО «Barkas–teks», Наманганская область

39. Абдураимова Жохонгира Эркинжон угли – руководителя ООО «Fujoze teks», Наманганская область

40. Акбарова Носира Юнусхановича – руководителя ООО «Namangan toʻqimachi», Наманганская область

41. Гюмюш Махфузу Маликжоновну – руководителя ООО «Runamtex», Наманганская область

42. Тожимирзаеву Гулбахор Баходир кизи – управляющего ООО «Tai Chang special steel», Наманганская область

43. Болтаева Одилжона Олимжоновича – руководителя ООО «Azia metall prof», Самаркандская область

44. Кучкарову Гулбеку Алламуратовну – руководителя частного предприятия «Beka Charos», Самаркандская область

45. Ниязову Марям Кадировну – руководителя частного предприятия «Kumush tola», Самаркандская область

46. Омонову Нилуфар Журабек кизи – руководителя ООО «Grand capital developments», Самаркандская область

47. Уракова Хайдара Мухамадиевича – руководителя фермерского хозяйства «Navobod naslli parranda», Самаркандская область

48. Хамдамова Шухрата Содиковича – руководителя ООО «Sam Rafoat tekstil», Самаркандская область

49. Шарипова Шавката Уктамовича – руководителя концерна «Sharq sanoat», Самаркандская область

50. Дарбишева Жавлонбека Абдухаликовича – руководителя ООО «Guliston gold yarn», Сырдарьинская область

51. Комилова Шукуруллохона Вохидовича – руководителя ООО «Boyovut techno cluster», Сырдарьинская область

52. Норматова Мухиддина Эркиновича – руководителя ООО «Sirdaryo mega luks», Сырдарьинская область

53. Носира Сайида Захириддина  Самидин угли – руководителя ООО «Elegant fiber textile», Сырдарьинская область

54. Обидову Хилолу Илхомжон кизи – руководителя ООО «Beton sanoat», Сырдарьинская область

55. Сайдазимова Дилшода Рабимовича – руководителя ООО «Shoxrux Demirbek», Сырдарьинская область

56. Шафика Алеми – руководителя ООО «Yangiyer flour trading», Сырдарьинская область

57. Азизову Мафтуну Рахматулло кизи – руководителя производственного кооператива «Asilaxon terma gilamlari», Сурхандарьинская область

58. Маликова Шавката Ибодуллаевича – руководителя частного предприятия «Black plast», Сурхандарьинская область

59. Панжиева Хасана Хушбаковича – руководителя частного предприятия «Alpomish servis invest», Сурхандарьинская область

60. Пардаева Жамшида Музаффаровича – руководителя ООО «Termiz golden city», Сурхандарьинская область

61. Худаярова Анвара Турдимуратовича – руководителя ООО Doʻstlik cooperation», Сурхандарьинская область

62. Шарафутдинову Ойдин Химайтдиновну – руководителя частного предприятия «Asson-Termiz», Сурхандарьинская область 

63. Шаякубова Зиёдуллу Нуриллаевича – руководителя ООО «Passion work», Сурхандарьинская область 

64. Алимова Азиза Тоирджановича – руководителя ООО «Yuqorichirchiq energy system», Ташкентская область

65. Ахмеджанову Дилбар Шарифжановну – руководителя ООО «Agro city», Ташкентская область

66. Вахидова Исломбека Нуруллаевича – руководителя ООО «Li da metal technology», Ташкентская область

67. Рахманову Умиду Адиловну – руководителя ООО «Miss lighting», Ташкентская область

68. Текенова Каната Тунгатаровича – руководителя ООО «Enter steel», Ташкентская область

69. Тухтаниязова Ботиржона Мухтаровича – руководителя фермерского хозяйства «Toʻxtaniyoz-ota», Ташкентская область

70. Эргашеву Сайёру Ташпулатовну – руководителя ООО «Tashpulat stroy invest», Ташкентская область

71. Аъзамова Хумоюна Азизжон угли – руководителя ООО «Bolajon orzusi», Ферганская область

72. Булатова Фархода Гайратовича – руководителя ООО «Musavartex», Ферганская область

73. Вохидова Икромжона Абдумажидовича – руководителя ООО «BS textile Fargona», Ферганская область

74. Ганиеву Шахнозу Маъмировну – руководителя ООО «Farg’ona ibratli begim», Ферганская область

75. Илясова Фахриддина Фаёзовича – руководителя ООО «Ilyasov», Ферганская область

76. Меликузиева Хуршиджона Абдилмаликовича – руководителя ООО «Lux yan tex», Ферганская область

77. Мирзаеву Садокат Алишеровну – руководителя ООО «Art house sadosh», Ферганская область

78. Парпиева Махмуджона Мураджановича – руководителя ООО «Havvo group», Ферганская область

79. Акмуратова Эркинбоя Юлдашевича – руководителя ООО «Yangi Bozor textile agro cluster», Хорезмская область

80. Аминова Давлатбоя Хажиевича – руководителя ООО «Red star oxus», Хорезмская область

81. Зокирова Оббосбека Шавкатбек угли – руководителя ООО «Xorazm shisha idishlari», Хорезмская область

82. Машарипову Манзуру Каримовну – руководителя ООО «Gurlan eksport», Хорезмская область

83. Османова Элдора Абдулхаковича – руководителя ООО «Gurlan global teks», Хорезмская область

84. Юлдошева Усмонбека Умарбек угли – руководителя ООО «Glass Pro», Хорезмская область

85. Абдуллаева Рахматжона Ахмадовича – руководителя ООО «Almerro group», город Ташкент

86. Акбарова Нодира Иркиновича – руководителя ООО «Aluminium systems», город Ташкент

87. Акрамову Мухлисахон Мансуровну – руководителя ООО «Oʻzimizniki», город Ташкент

88. Ахадова Сарвара Саиджахоновича – руководителя ООО «Texnopark», город Ташкент

89. Гуламова Комрона Абдузахид угли – руководителя ООО « Akfa engineering and management», город Ташкент

90. Дениза Махира – руководителя ООО «Zelal textile», город Ташкент

91. Насридинову Шохиду Тауфиковну – руководителя ООО «Milk foods trade», город Ташкент

92. Неъматова Миразиза Мирали угли – руководителя ООО «Tanlanganlar», город Ташкент

93. Рашидова Мехрожа Хуршед угли – руководителя ННО «Ўзбекистон ёшлар тадбиркорлигини қўллаб-қувватлаш маркази», город Ташкент

94. Руземухамедова Нуруллу Суннатуллаевича – основателя группы компаний «N’medov», город Ташкент

95. Умирзакова Шахзода Бахтиёр угли – руководителя ООО «Tassvision», город Ташкент

96. Ходжиматова Бахтияра Вахидовича – руководителя семейного предприятия «Corrida food», Ташкентская область

97. Хафизова Лутфуллу Джаруллаевича – руководителя ООО «Rangli boʻyoq», город Ташкент

98. Хашимова Фурката Шавкатовича – руководителя ООО «New life medical», город Ташкент

99. Шокирова Фархода Мансур угли – руководителя ООО «Qurilish industriya xajmli uy-joy», город Ташкент

100. Эргашева Акмала Илхомжон угли – руководителя ООО «Mega logistics service», город Ташкент

 

Президент Республики Узбекистан                        Ш. Мирзиёев