Ежегодно в начале учебного года разгораются дискуссии о практичности и уместности школьных образовательных программ. Например, нужно ли в обязательном порядке школьникам изучать экономику? Или ее стоит перенести в категорию факультативных курсов, которые выбирают осознанно лишь те, кто планирует связать свою жизнь с работой в бизнесе и в сфере финансов? В этом вопросе мы решили разобраться подробнее.
Что такое экономика?
Экономика — это наука в первую очередь про взаимоотношения между людьми, которым необходимо принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. В понятие «ресурсы» входят не только деньги, это еще и время, потраченное на выполнение определенных задач, интеллектуальный капитал (знания человека и их ценность). С экономическими отношениями каждый российский школьник сталкивается каждый день: покупка сока в школьной столовой уже является экономической сделкой, и на нее распространяется действие базовых экономических законов.
Зачем изучать экономику?
Экономика позволяет получить четкое представление о том, как устроен окружающий мир. Почему подорожали продукты? Как скачок национальной валюты скажется на семейном бюджете? Почему Катя и Маша получали в школе одинаковые оценки, но Катиной зарплаты едва хватает на жизнь, а Маша отдыхает за границей три раза в год? Люди, не имеющие представления о рынке, скажут: «Повезло». А на самом деле это — элементарный экономический закон: Маша как специалист продала себя и свои знания дороже. Кто-то с завистью смотрит на вакансии Юникредит и думает, что никогда не сможет получать такие деньги. Но ведь причина в том, что человек сам отказался вкладывать деньги в свое образование. Ведь получение знаний — это тоже инвестиции в себя, то есть экономические отношения.
К сожалению, приходится констатировать, что население России в большинстве своем экономически безграмотное. А это приводит к большим проблемам: люди просто не знают, как планировать свой бюджет, берут кредиты в банках, не могут с ними расплатиться и становятся банкротами.
Практическое применение экономических знаний
Научиться осознанно использовать экономические знания очень важно. Тем более, что на практике понять теоретический материал проще. Например, понятие «пассивного дохода» дается школьникам не так легко. Но если предложить ребенку откладывать карманные деньги не в копилку, а на депозит (можно договориться с родителями о выплате «процентов», то есть и их втянуть в увлекательную экономическую игру), он увидит, что пассивный доход — это выгодно, и деньги работают сами по себе, а ребенок получает финансовую выгоду. В будущем это мотивирует уже взрослого человека искать возможности пассивного дохода и инвестирования — а от этого выиграет и он сам, и экономика страны.
Или завести финансовый дневник и записывать все расходы, а потом вычеркнуть статьи, от которых можно отказаться и вместо этого купить что-то действительно нужное и полезное. Например, если неделю отказываться от газировки, то можно купить футболку с модным принтом, которую так хотелось, но родители отказали. Подростки, да и большинство взрослых, попросту не понимают, сколько «сжирают» разные бесполезные покупки товаров, которые стоят, казалось бы, немного, но при ежедневном их потреблении выходит огромная сумма. Таких примеров можно привести множество.
Через год после окончания школы вчерашние школьники по законодательству становятся полностью взрослыми — они получают полную дееспособность и уже самостоятельно управляют своими финансами. Они будут зарабатывать деньги и тратить их — поэтому очень важно научить их делать это правильно.
И вместо заключения
Изучать экономику в школе нужно. Но это должен быть курс для старшеклассников, которые уже достаточно взрослые и логично мыслящие. А сам курс должен быть не скучным изложением теоретического материала, а практическим — с финансовыми играми, задачами и тренингами. Тогда школьники не просто полюбят экономику, а еще и поймут ее и будут применять знания в реальной жизни.
Касымова Мамура Усмановна
г. Наманган
12-я общеобразовательная школа